Лысьва

Лысьва

Лысьва - город в Пермском крае, административный центр Лысьвенского городского округа (до 1 декабря 2011 года — Лысьвенского муниципального района и Лысьвенского городского поселения).

Расположен на востоке края, в 86 км к востоку от Перми. Площадь города 26,4 кв. км, численность населения — 63 558 чел. (2015). Город расположен на реке Лысьве. Местность представляет собой широкую, глубоко врезанную долину. В центре города, на реке Лысьве, расположен пруд. Станция на железной дороге Калино — Кузино.

Население: 63558 чел.

Площадь: 26,4 км²

Официыльный сайт: adm-lysva.ru

История

Лысьва как населённый пункт была известна уже в середине XVII века. Земли вокруг Лысьвы во второй половине XVIII века перешли по наследству дочери барона Строганова — княгине Шаховской. В 1785 г. началось возведение чугунолитейного завода, разрешение на строительство которого было получено Шаховской в Пермской казённой палате. Этот год официально считается годом образования Лысьвы. Первую плавку домна дала 2 декабря 1787 г. По мере развития завода развивалось и селение, ставшее в XIX в. центром Лысьвенского заводского округа. В 1902 г., благодаря постройке железнодорожной ветки, соединившей Лысьву со станцией Калино Горнозаводской железной дороги, завод, производивший к тому времени железо из привозного чугуна, получил широкий выход на рынки страны.

Лысьвенская забастовка и восстание на заводе 1914 г.[править | править вики-текст]

В начале XX века численность рабочих Лысьвенского завода резко возросла. В 1905 году на заводе было занято 2340 человек, в 1914 году уже более 6000 (Кошко И. Ф. Воспоминания губернатора. Екатеринбург, 2007. С. 283—284).

В 1914 году на Лысьвенском заводе вспыхнуло восстание. Его оценки у историков различны. Советские историки расценили его как выступление против мобилизации на Первую мировую войну. В 1990-е — 2000-е годы историки заняли более осторожную позицию. О. С. Поршнева, а также С. П. Постников и М. А. Фельдман расценили это выступление как борьбу рабочих с заводской администрацией. Екатеринбургские историки А. В. Дмитриев и Н. Г. Павловский провели исследование документов восстания и подбробно восстановили ход событий, опубликовав некоторые документы по нему. Восстанию предшествовала забастовка на заводе, продолжавшаяся с 15 марта по 29 мая 1914 г. Бастующие требовали: повысить подённую зарплату на 25%, установить восьмичасовой рабочий день, оплаты сверхурочных работ в двойном размере, отменить штрафы, оплатить забастовочные дни, улучшить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечить рабочих бесплатным выгоном для скота, льготными условиями для пользования сенокосом и снабжения дровами. Сыграл свою роль и жилищный вопрос, так как одним из требований было дать либо квартиры, либо «квартирные деньги» (одиноким по 5р., семейным по 10). Администрация согласилась частично удовлетворить требования, но забастовка продолжилась. Масла в огонь подлило поступившее в апреле 1914 г. известие о том, что наследники графа П. П. Шувалова приняли решение выдать наградные деньги заводским служащим, а также осуществить благотворительное пожертвование на сумму в 350 тысяч рублей. С 29 мая 1914 г. бастующие стали выходить на работу. 18 июля 1914 года была объявлена мобилизация и рабочим завода стали выдавать расчёт. Со всего округа призывалось 714 человек. Мобилизованные потребовали также выплатить им дополнительно двухнедельную зарплату, что было выполнено управляющим заводом К. М. Добровольским. Также было исполнено требование выдать мобилизуемым такое же пособие, как в 1904 г. во время Русско-японской войны. Рабочие потребовали выдать им 350 тысяч рублей, пожертвованных на благотворительные цели наследниками П. П. Шувалова. Начались беспорядки в ходе которых были убиты 10 полицейских и служащих, в том числе управляющий Лысьвенским округом А. И. Онуфрович. Пермский губернатор И. Ф. Кошко прислал отряд из 32 стражников, были произведены аресты (Кошко И. Ф. Воспоминания губернатора. Екатеринбург, 2007. С. 284—297).

Советский период

5 апреля 1926 года постановлением Президиума ВЦИК Лысьве присвоен статус города. После окончания Великой Отечественной войны в Лысьве началось развитие машиностроения, лёгкой промышленности. В 1952 года начал производство продукции Лысьвенский турбогенераторный завод. В 50-е гг. застраивается центр города. В 60—80-е гг. город расширил свои границы за счёт строительства новых жилых микрорайонов. Из небольшого, грязного городка Лысьва становится красивым и чистым городом. В 70-80-е годы на берегу Травянского пруда сносят частные дома, а на их месте располагается детский парк. В 1987 году город награждён орденом «Знак Почёта».

Наши дни

Сегодня Лысьва — один из важнейших промышленных и культурных центров Прикамья (5-е место по объёму промышленной продукции).

Население

Численность населения на 2015 год - 63 558 человек.

На 1 января 2015 года по численности населения город находился на 257 месте из 1114 городов Российской Федерации.

За последние годы происходит снижение естественного прироста населения, в 1991 г. количество родившихся равнялось количеству умерших. В 1989—1991 годах наблюдался миграционный прирост населения.

Национальный состав:

По итогам переписи 1989 г. в Лысьве по числу жителей преобладают русские (92,3%), вторая по численности населения национальность — татары (4,8%), численность населения других национальностей не превышает 1%.

Гендерный состав:

Характерно незначительное преобладание женского населения (52,8%). В 1989 г. доля трудоспособного населения составляла 50,7%.

Занятость:

Большинство населения занято в промышленности и предпринимательской деятельности, сфере торговли и услуг.

Экономика

Ведущими отраслями в структуре народного хозяйства города являются машиностроение и металлообработка, лёгкая промышленность, представлены также промышленность по производству стройматериалов, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию. Лысьвенский металлургический завод производит листовой прокат, электролитически оцинкованную сталь с полимерными покрытиями, эмалированную и оцинкованную посуду, электро- и газовые плиты, молочные фляги. ООО «Лысьвенский завод нефтяного машиностроения» («Лысьванефтемаш») производит оборудование для нефтедобычи (погружные электродвигатели и гидрозащиты) и является самым крупным предприятием в России по данному профилю. «Электротяжмаш-Привод» — ведущее[источник не указан 1115 дней] предприятие России по производству турбогенераторов мощностью 2,5 — 160 тыс. кВт и синхронных электродвигателей, выпускаются также электродвигатели для выкачивания из скважин питьевой воды, тяговые электродвигатели и генераторы для железной дороги и метрополитена. Лёгкая промышленность представлена чулочно-перчаточной фабрикой (производство варежек, носков, перчаток, женских колготок). В городе работает также завод железобетонных изделий.

За 2009 год по предприятиям обрабатывающих производств объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил 7,65 млрд рублей.

Основное строительное предприятие города — МУУП «Лысьвастройзаказчик». В городе действуют фонд жилищного строительства «Город», муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, широко развита предпринимательская деятельность — в ней числятся занятыми в качестве предпринимателей около 10% населения города.

Поделитесь страницей с друзьями!
Поделиться в VKontakte   Поделиться в Facebook   Поделиться в Odnoklassniki   Поделиться в Twitter   Поделиться в Google+

Комментарии / Отзывы

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...